[греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κιτίου], епархия Кипрской Православной Церкви (КПЦ), кафедра расположена в Ларнаке, на месте которой находился древний город Китий. Наименование этого города часто возводят к евр. названию Киттим, встречающемуся в Библии как имя потомка праотца Иавана (Быт 10. 4), как обозначение народов Эгейского региона («корабли от Киттима» из пророчества Валаама в Числ 24. 24; народы моря? - Baker. 1992), как указание на определенное место (в ВЗ это либо сам город, либо весь остров, ср.: Числ 24. 24; Ис 23. 1; Иез 27. 6; в более поздних традициях включается весь регион островов Эгейского м. (Ios. Flav. Antiq. I6. 1 (128)), может быть указанием на Македонию (1 Макк 1. 1), Рим (Таргум Онкелос к Числ 24. 24; ср.: Переш Хаббакук 2. 12 - Baker. 1992), Италию (Числ 24. 24 в Вульгате)) или вообще служить архетипом отдаленно проживавшего народа (ср.: Ис 23. 12; Иер 2. 10; Дан 11. 30) и врага (Юб 24. 28-29).
Долгое время считалось, что Китий был построен в нач. IX в. до Р. Х. финикийцами, сохранявшими свою власть над городом до 312 г. до Р. Х. Однако по результатам раскопок, начатых в 1959 г., выяснилось, что Китий возник вскоре после 1300 г. до Р. Х. и соседствовал с др. большим городом, процветавшим в эпоху поздней бронзы около Солёного оз., а затем стал его преемником. В XIII в. до Р. Х. Китий был заселен греками-ахейцами. Важным фактором развития города была обработка меди, к-рую привозили в Китий из месторождений в Трули и Калавасосе. Ее переплавляли в специальных мастерских и затем экспортировали в слитках в др. страны. Существуют свидетельства торговых связей Кития с Египтом, Эгейским регионом и сиро-палестинским побережьем.
Китий был разрушен между 1075 и 1050 гг. до Р. Х. (в результате природного бедствия или нападения врагов), но быстро восстановлен, однако ок. 1000 г. до Р. Х. его жители переселились ближе к морю. Возможно, это было связано с выходом из строя навигационного канала, соединявшего город с морем, или с появлением финикийцев, к-рые в Х в. до Р. Х. основали в Китии торговую факторию и к сер. IX в. до Р. Х. установили политический контроль над городом. На фундаменте микенского храма они воздвигли святилище богини Астарты. Затем в Китии был построен храм, посвященный богу Мелькарту. В 709 г. до Р. Х. Китий вместе с др. кипрскими городами-царствами подчинился ассир. царю Саргону II. Впоследствии финикийцы Кития поддерживали владычество персов. Китийский царь Ваал-мелек I (479-449 гг. до Р. Х.) был возведен на престол Ксерксом. В 450 г. до Р. Х. афинский военачальник Кимон осадил город, но погиб в морском сражении. Во время борьбы диадохов Александра Македонского Китий принял сторону Антигона Одноглазого. В результате победивший Птолемей I Сотер в 312 г. до Р. Х. разрушил финик. храмы Кития и убил царя Пимиафа. В эллинистическую и римскую эпохи Китий переживал период расцвета; там были построены Асклепион, театр и гимназий. Из уроженцев Кития помимо философа Зенона Китийского (IV-III вв. до Р. Х.) были знамениты врачи Аполлоний, Аполлодор, Артемидор и Аристон, автор мифологических историй Исигон, философы Персей и Филолай, учитель Килика, преподававший поэмы Гомера.
Считается, что 1-м епископом Кития был прав. Лазарь. Это предание складывалось постепенно, сведения о пребывании прав. Лазаря на Кипре отсутствуют в ранних источниках. Свт. Епифаний Кипрский, излагая в «Панарионе» (70-е гг. IV в.) предание о жизни прав. Лазаря после воскрешения, умалчивает о Кипре (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66 // PG. 42. Col. 88). В «Деяниях ап. Варнавы» (или «Хождение и мучение ап. Варнавы»; написаны в V в., ранее 488) при упоминании Кития ничего не говорится о прав. Лазаре (Acta Barnab. § 17, 21, 22). Паломник Феодосий в соч. «О расположении Св. земли» (ок. 530) утверждает, что о 2-й смерти прав. Лазаря ничего не известно (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 23 // CCSL. 175. P. 123; рус. пер.: Феодосий. О местоположении Св. Земли // ППС. 1891. Т. 10. Вып. 1 (Вып. 28). С. 20-21). Считается, что прав. Лазарь прожил после своего воскрешения 30 лет, т. е. скончался в 63 г. по Р. Х. (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66 // PG. 42. Col. 88). Писателю 1-й пол. VIII в. Иоанну Эвбейскому о последнем периоде жизни прав. Лазаря удалось узнать только то, что тот стал епископом на Кипре и принял мученический венец (Dölger F. Johannes von Euboia // AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 26). Х. Ходзакоглу опровергает мнение ряда исследователей, что эти сведения являются более поздней вставкой (Χοτζάκογλου. 2002. Σ. 34-35). В визант. синаксарях уже представлена традиц. т. зр. о епископстве Лазаря в Китии (SynCP. Col. 146-147). В отличие от более поздних источников, согласно которым Лазарь был рукоположен апостолами Павлом и Варнавой (синаксарное сказание Никифора Каллиста Ксанфопула в Постной Триоди, «Сокровище» Дамаскина Студита - Τριῴδιον κατανυκτικόν. ᾿Αθῆναι, 1960. Σ. 346; Χατζηïωάννου Κ. Π. ῾Η ἀρχαία Κύπρος εἰς τὰς ῾Ελληνικὰς πηγάς. Λευκωσία, 1971. Τ. 1. Σ. 354-356) или только Варнавой (Γεδεών. 1885. Σ. 297; Λάμπρος. 1912. Σ. 124), в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) говорится, что хиротонию совершил ап. Петр (SynCP. Col. 147).
В сборнике афонских преданий «Patria» (XV в. или не позднее нач. XVI в.) повествуется о том, что прав. Лазарь, желая увидеть Пресв. Богородицу, отправил за ней корабль. Сначала буря отнесла судно к Афону, но потом Богоматерь и сопровождавший ее ап. Иоанн Богослов благополучно достигли Кипра. Пресв. Богородица подарила прав. Лазарю сшитые Ею святительский омофор и поручи (Γεδεών. 1885. Σ. 298-300; Λάμπρος. 1912. Σ. 124, 126). С именем Лазаря связаны легенды о возникновении Солёного оз., расположенного около Кития. В Синаксаре К-польской ц. говорится, что на этом месте Лазарь увидел 2 ссорившихся братьев и по его молитве озеро высохло и наполнилось солью (SynCP. Col. 147). Согласно самой распространенной версии этой легенды, записанной Франческо Суриано (1485), на месте озера раньше находились виноградники. Когда страдавший от жажды прав. Лазарь попросил у владелицы, несшей прикрытую тканью корзину винограда, дать ему одну гроздь, жадная женщина ответила, что у нее в корзине соль. Прав. Лазарь проклял виноградники, и они превратились в бесплодное соленое озеро (Σωφρόνιος (Μιχαηλίδης). 1992. Σ. 35).
Крупнейший мон-рь К. м. Ставровуни, находящийся в 17 км от совр. Ларнаки, по преданию, основала равноап. Елена и передала ему в дар крест благоразумного разбойника, в к-рый вставила частицу Честного Креста (Παπαδόπουλλος Θ. ᾿Εκ τῆς ᾿Αρχαιοτάτης ῾Ιστορίας τοῦ Πατριαρχείου ῾Ιεροσολύμων // Νέα Σιών. ῾Ιεροσόλυμα, 1952. Τ. 47. Σ. 25 [отд. отт.]). После сильных землетрясений 332 и 342 гг. начался упадок Кития.
О преемниках прав. Лазаря на Китийской кафедре не сохранилось сведений до IV в. Можно лишь предположить, что пострадавший на Кипре в III или IV в. сщмч. Ферапонт был епископом Китийским, т. к. в Ларнаке до сер. XX в. существовал посвященный ему подземный храм (Χαρίτων Σταυροβουνιώτης. 2005. Σ. 152-157). Во II Вселенском Соборе (381) участвовал Китийский еп. Мнемий или Мнемоний, в VI Вселенском Соборе (680-681) - Тихон. Мон. Харитон Ставровуниот считает, что Китийскую кафедру в нач. V в. занимал Исаакий или Исаак (Χαρίτων Σταυροβουνιώτης. 2008. Τ. 72. Σ. 75-84), названный в ряде Синаксарей епископом Ситы или Ситии (см. в ст. Исаакий и Мелетий). В календаре Евангелия-лекционария Athen. Nat. Bibl 163 (XII в.) он обнаружил под 21 сент. память еп. Исаака с точным указанием занимаемой им кафедры (Китий Кипрский) и отождествил этого святого с одноименным учеником свт. Епифания Кипрского (Ibid. Σ. 157-159; Idem. 2008. Σ. 75-84). В источниках под 655 г. упоминается Китийский еп. Феодор. На VII Вселенском Соборе (787) о чуде от одной из китийских икон свидетельствовал епископ этого города с тем же именем.
Мон. Харитон Ставровуниот и Д. М. Меткаф исследовали неск. печатей средневизантийского периода, возможно принадлежавших Китийским архиереям (в т. ч. печати епископов Феодосия, Сергия, Леонтия, Нарса (Марса?) и Феодора). Однако вопросы атрибуции и хронологии некоторых из этих печатей остаются спорными (Metcalf D. M. Byzantine Cyprus: 491-1191. Nicosia, 2009. P. 122-123). На лицевой стороне печатей Китийские епископы традиционно помещали изображение Божией Матери «Одигитрия».
В «Синекдиме» Иерокла (528-535) Китий указан 3-м среди кипрских городов (после Констанции и Тамаса), в «Описании Восточно-римского государства» Георгия Кипрского (нач. VII в. в составе компиляции IX в.) - 2-м (Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum / Ed. G. Parthey. Berolini, 1866. S. 39, 93). В т. н. Тактиконе имп. Льва III Исавра (717-741; в наст. время большинство исследователей относят его не к VIII, а к IX в.) Китийская епископия находится на 11-м месте среди 15 кипрских епархий, но в 10-й нотиции (X в.) она занимает 3-е место (после Констанции и Тамаса), что более соответствует экономическому значению города (Darrouzès. Notitiae. N 3, 10. Р. 234, 338).
На месте захоронения прав. Лазаря в VI в. была сооружена 3-нефная базилика, имевшая примерно такие же размеры, как и существующий храм. Она была разрушена во время араб. набегов. На месте алтаря жители построили небольшую часовню, из к-рой можно было спуститься в подземную гробницу прав. Лазаря. В 901/2 г. на месте раннехрист. базилики был обнаружен мраморный саркофаг с мощами, на саркофаге была надпись: «Лазарь Четверодневный и друг Христов» (SynCP. Col. 146). Визант. имп. Лев VI Мудрый перенес мощи прав. Лазаря в К-поль, а на месте их обретения построил большую 3-нефную 3-купольную базилику (Georgii Monachi Vitae recentiorum imperatorum // Theoph. Contin. P. 860; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 446; Arethae Scripta Minora / Ed. L. G. Westerink. Lpz., 1972. T. 2. P. 7-8). Однако, как следует из позднейших описаний паломников, в столицу Византийской империи была увезена только часть мощей святого.
В период совместного владения островом арабами и византийцами (649-965) Китий постепенно пришел в запустение. Высказывалось предположение, что в VII в. епископская кафедра была перенесена в совр. с. Кити (Κύρρης. 1965. Σ. 592). Впосл. недалеко от Кития возник населенный пункт, к-рый назывался Алики (᾿Αλυκαί; новогреч. Аликес, ᾿Αλυκές), что означало «место соледобычи». Крестоносцы употребляли перевод этого названия - Салинес. Интенсивная добыча и экспорт соли в период правления Лузиньянов и венецианцев стали причиной экономического возрождения города.
В 1222 г. число правосл. епархий Кипра было сокращено с 14 до 4, греч. епископы были вынуждены покинуть крупные города. Территория Китийской епископии была присоединена к территории Солийской епископии, к-рую возглавил Кипрский архиепископ.
После захвата в 1374 г. генуэзцами Фамагусты Алики стали важным портом Кипра, при кор. Иакове I Лузиньяне (1382-1398) для защиты гавани были сооружены укрепления. В 1426 г. Алики и ее окрестности были опустошены мамлюками. Значение этого порта возросло при венецианцах; развивалось паломничество к гробнице прав. Лазаря (при его храме в то время действовал мон-рь бенедиктинцев). В XVI в. появились упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме (᾿Αγάθωνος. 1997. Σ. 99; Τηλλυρίδης ᾿Α. Συμβολὴ στς σχέσεις τῶν ᾿Ορθοδόξων ᾿Εκκλησιῶν Κύπρου - Ρωσσίας. Λευκωσία, 1989. Σ. 4. Not. 3). По свидетельству рим. аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 г. источники перестали упоминать о мощах. Видимо, они были убраны в крипту под алтарем и обнаружены в 1972 г., во время работ после пожара 1970 г. (᾿Αγάθωνος. 1997. Σ. 98).
Название Ларнака впервые встречается в сер. XV в. в хронике Георгия Вустрония применительно к поселению, находившемуся на расстоянии 1,6 км от порта вглубь острова. В XVI в. этот топоним широко входит в употребление; в западных источниках преобладает форма Арника, т. к. европейцы принимали 1-ю букву названия города за артикль. За портом же закрепилось название Скала. Совр. исследователи опровергают традиц. т. зр., что название Ларнака происходит от слова λάρναξ (гробница, саркофаг) и связано с захоронением прав. Лазаря. Скорее всего этот топоним означает «низменное место» (Μαραθεύτης, Παυλίδης. 1988. Σ. 254).
В течение всего османского периода Ларнака и Скала представляли собой 2 самостоятельных населенных пункта. В 1589 г. правосл. судовладельцы выкупили у турок храм прав. Лазаря за 3 тыс. аспр. В 1605 г. в Ларнаке и Скале уже действовали консульства 4 европ. гос-в, впосл. их число увеличилось до 35. В 1625 г. турки построили в порту форт на месте средневек. крепости.
После османского завоевания была восстановлена архиепископская должность и мн. визант. кафедры. Однако некоторые из них в скором времени были объединены с др. кафедрами. Точное время восстановления Китийской епископии неизвестно. Первый раз Китийский еп. Иеремия упоминается в 1600 и 1601 гг. В 1625 г. Китийская епископия уже была объединена в одну епархию с Лимасольской, Амафунтской и Курийской (Cobham C. D. Excerpta Cypria. Camb., 1908. P. 214). Их слияние произошло не позднее 1609 г., т. к. в этом году воззвание кипрского духовенства к Савойскому герцогу подписал не Китийский епископ, а вел. протопресвитер Ларнаки. Лимасольскую кафедру в тот момент занимал еп. Иаков, который неизвестен по др. источникам.
Ряд исследователей, в т. ч. иером. Софроний (Михаилидис), считают, что Лимасольская и Китийская епархии были объединены уже в 1572 г. (Σωφρόνιος (Μιχαηλίδης). 1992. Σ. 77). Но Лимасольский еп. Герман Кускунарис (1572-1580), к-рый в разных документах именуется также Амафунтским, нигде не назван Китийским. Иером. Софроний объясняет это влиянием традиций периода франкократии, когда главным церковно-административным центром являлся Лимасол. Епископа Лимасольского, Амафунтского и Курийского Иоакима, упомянутого в рукописи из б-ки Сан-Марко, иером. Софроний считает также и епископом Китийским и определяет время его правления в промежутке от 1580 до 1600 г. (Ibid. Σ. 79).
Леонтий I упоминается как епископ Лимасольский в письме Александрийского патриарха 1632 г., как Лимасольский и Курийский - в документе 1634 г. и как Китийский - на иконе мч. Леонтия из ц. мч. Леонтия в Периволии близ Ларнаки. Имя его преемника Парфения сохранилось в надписях в рукописи Alex. Patr. 343 (1642) и на ктиторской плите собора мон-ря Ставровуни (1662). В Соборе против кальвинистов в 1668 г. принимал участие Герасим, носивший титул епископа Амафунтского.
Первоначально кафедра объединенной Лимасольской, Китийской, Амафунтской и Курийской епископии находилась в Лимасоле, а в Ларнаку назначался вел. протопресвитер. Неизвестно точно, в какое десятилетие XVII в. кафедра была перенесена в Ларнаку, а за епархией закрепилось название Китийской и Лимасольской или Китийской и Амафунтской, Китийской и Курийской. То, что это произошло задолго до 1674 г., явствует из документов, связанных с деятельностью латинофила митр. Космы Маврудиса (1674-1676), при к-ром адм. центром епархии была Ларнака. Косма Маврудис, действовавший ранее на греч. землях как католич. миссионер, пользовался покровительством кор. Людовика XIV и франц. консулов, в т. ч. консула в Ларнаке Бальтазара Сована. Он был избран Китийским митрополитом в дек. 1674 г., однако вскоре Кипрскому архиеп. Илариону Кигаласу удалось сместить его с кафедры и поставить православного митр. Варнаву (1676-1679) (Ibid. Σ. 87). Преемником Варнавы стал Иоанникий I (1679/80; по уточненным сведениям иером. Софрония (Михаилидиса),- 1704), прозванный за занятия иконописанием Зографом. Он был известен аскетическим житием и христианскими добродетелями. После его смерти на Китийскую кафедру был возведен его племянник Иоанникий II (1704-1709). В 1705 г. вместе с Пафосским и Киринийским митрополитами Иоанникий II отправился в К-поль с жалобой на злоупотребления Кипрского архиеп. Германа II. Иерархам удалось добиться его смещения. В 1706 г. по инициативе митр. Иоанникия была перестроена ц. вмч. Георгия Победоносца Макриса. Активное строительство и ремонт храмов предпринял митр. Сильвестр (1709-1718; впоследствии архиепископ Кипрский): он возвел на месте старой церкви кафедральный собор ап. Иоанна Богослова в Ларнаке (1715), построил главный храм в сел. Килани, церкви Пресв. Богородицы в с. Моньятис и вмч. Георгия Победоносца в с. Капильо, отремонтировал церкви Панагии Ангелоктисты в Кити, святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Менойе, мч. Леонтия в Периволии, Честного Креста и Пресв. Богородицы в Пелендри, ап. Луки в Колоси, храм в с. Прастио и еще одну церковь, чье местонахождение неизвестно из-за повреждения текста в кодике «А» Китийской и Лимасольской митрополии. Китийский митр. Дионисий (1718-1726) вел переписку с Антиохийским патриархом Сильвестром (уроженцем Кипра), к-рый основал в Халебе (Алеппо) школу. Митр. Дионисий отправил в Халеб для обучения 3 юношей. Впосл. один из них, диак. Филофей, стал преподавателем 1-й греч. школы на Кипре, открытой в Ларнаке в 1733 г. митр. Иоанникием III (1727-1737). В 1728-1729 гг. латинофил иером. Варнава (Викос) при помощи тур. властей и нек-рых архонтов-греков пытался сместить Иоанникия III с кафедры. В кон. 1729 г., во время пребывания кипрских иерархов в К-поле, османские власти отправили архиеп. Сильвестра и митр. Иоанникия в изгнание, а Киринийский и Пафосский митрополиты возвратились на Кипр и заняли их кафедры. В дек. 1732 г. архиепископ и Китийский митрополит вернулись из ссылки, а узурпаторы были подвергнуты отлучению К-польским патриархом. Кодика «А» Китийской и Лимасольской митрополии свидетельствует, что Иоанникий продолжил активную деятельность своего предшественника по сооружению и реставрации храмов: в Англисидесе были построены церкви вмц. Марины и сщмч. Ферапонта, в Калавасосе и в Апсью - Пресв. Богородицы, в Зоопийи и в Псематисменосе - вмц. Марины, в Ливадии - св. Параскевы, на подворье Ставровуни - вмч. Георгия Победоносца «тис Арперас», были отремонтированы ц. Пресв. Богородицы Стазусы, собор мон-ря Ставровуни, главный храм сел. Агрос.
Митр. Макарий I (1737-1776) ездил в К-поль в 1754 и 1760 гг. решать налоговые и адм. вопросы. Резиденция митрополита находилась рядом с кафедральным собором ап. Иоанна Богослова, пока в 1756-1760 гг. митр. Макарий не построил новую рядом с ц. Спасителя. Собор ап. Иоанна Богослова некоторое время оставался кафедральным (по крайней мере до 1769), но в 1783 г. эту функцию уже выполняла ц. Спасителя. При Макарии был также отремонтирована ц. прав. Лазаря (1758), на месте храма периода франкократии построена ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы (1765-1768). Он также восстановил мон-ри свт. Николая Чудотворца «Кошачьего» на п-ове Акротири и арх. Михаила в Монагри, реконструировал собор мон-ря св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), оказывал материальную помощь мон-рю арх. Михаила в Като-Лефкаре и построил там кельи, завершил возведение ц. Агия-Напа в Лимасоле, отремонтировал церкви Пресв. Богородицы в с. Кивисили, вмц. Марины в с. Пирга и Пресв. Богородицы в Тримиклини, построил церкви вмч. Георгия Победоносца в Келаки, свт. Иоанна Милостивого в Викле, Пресв. Богородицы в с. Мелини и в с. Айос-Констандинос, вмц. Марины в с. Ора, сщмч. Ферапонта в с. Айос-Терапон, собор вмч. Мины в мон-ре Вавла. На средства митр. Макария I в 1771 г. в Венеции была издана служба сщмч. Ермогену. О богатой б-ке этого иерарха известно из описи, сделанной его преемником Мелетием I (1776-1797). Митр. Мелетий являлся племянником Кипрского архиеп. Хрисанфа. В 1783-1784 гг. в К-поле Мелетий I приложил огромные усилия, чтобы убедить османские власти сместить наместника Кипра Хаджи Бакки. В 1794 г. митр. Мелетий добился отмены права католиков служить в сев. парекклисионе храма прав. Лазаря, которое те получили в 1589 г. Как и его предшественники, Мелетий I заботился о ремонте храмов. Он собственноручно переписывал книги. После него Китийскую кафедру занял его младший брат Хрисанф (1797-1810). Митр. Мелетий II (1810-1821) в 1818 г. устроил парадный двор перед кафедральным собором, в 1819 г. предоставил «Греческой школе» в Лимасоле принадлежащее митрополии здание. После казни 9 июля 1821 г. митр. Мелетия вместе с другими кипрскими архиереями на Китийскую кафедру был поставлен Леонтий II (1821-1837). В 1820 г., будучи в сане архимандрита, Леонтий отстроил ставровунийское подворье Варвары великомученицы мон-ря. Возможно, Леонтий II и Леонтий Мирианфевс, преподаватель «Греческой школы» в Никосии, основанной архиеп. Киприаном,- одно и то же лицо. В 1833 г. митр. Леонтий и франц. консул выступили посредниками между восставшими жителями Ларнаки и тур. наместником города. Леонтий II покровительствовал учебным заведениям: в 1822 г. в Ларнаке была открыта «Греческая школа», а в 1824 г.- «Гимназия греческого образования» (в 1826 переведена в Никосию), в 1830 г. и между 1830 и 1837 гг.- школы взаимного обучения в Скале и Ларнаке. В 1830 г. он пожертвовал крупную сумму для «Греческой школы» в Никосии. В 1833-1834 гг. по инициативе Леонтия II была отстроена церковь пригородного мон-ря вмч. Георгия Победоносца Кондоса (в последние десятилетия XVIII в. мон-рь остался без насельников и храм стал приходским). После смерти митр. Леонтия Китийскую кафедру в 1837-1846 гг. занимал бывш. Кипрский архиеп. Дамаскин, также заботившийся о развитии образования. Посетившая Кипр в 1840 г. рус. мон. Варвара (Катаева) впосл. осуществила сбор пожертвований в России и передала мон-рю Ставровуни 50 тыс. грошей. При Китийском митр. Мелетии III (Модиносе; 1846-1864) при храме прав. Лазаря была открыта начальная школа с бесплатным обучением, учреждены жен. гимназии в Скале и в Ларнаке. На содержание этих школ и др. учебных заведений Ларнаки и Скалы Мелетий III передал доходы мон-ря вмч. Георгия Победоносца Кондоса, а для финансирования школ Лимасола - доходы мон-ря свт. Николая Чудотворца «Кошачьего». Из личных средств он выплачивал стипендии учащимся. Для организации семинарии «Евангельская школа» в Ставровуни или в Ларнаке Мелетий III обращался с просьбами о материальной помощи к семье российского императора и Синоду РПЦ. Точная сумма, полученная в 1851-1852 гг. из России, неизвестна: по одним сведениям, она составила 55 тыс. грошей, по другим - 12,5 тыс. грошей. Эти деньги были использованы на ремонт мон-ря Ставровуни. После своего низложения Мелетий III устроил начальную школу в с. Монагри для детей греков-криптохристиан (он и его преемник Варфоломей (1864-1866) были вынуждены оставить кафедру из-за конфликта с жителями Ларнаки и Скалы, что было связано с усилением роли мирян в управлении экономическими делами митрополии).
В течение 2 лет Китийская кафедра оставалась незамещенной. Новым митрополитом стал директор «Греческой школы» в Никосии Киприан (Икономидис; 1868-1886). Он активно выступал в защиту прав греков перед османскими, а затем и перед брит. властями. Митр. Киприан совершал частые поездки по деревням, чтобы быть в курсе нужд сельских жителей, и помогал неимущим (напр., организовал сбор средств во время засухи и неурожая 1870-1873). Первоначально митр. Киприан считал переход Кипра под брит. администрацию одним из этапов освобождения острова от османского господства. 10 июля 1878 г. в приветственной речи Верховному комиссару Г. Вулзли он выразил надежду, что Кипр ожидает судьба Ионических о-вов, к-рые после периода брит. протектората были переданы Греции (Σωφρόνιος (Μιχαηλίδης). 1992. Σ. 273; некоторые исследователи приписывают это пожелание Кипрскому архиеп. Софронию III). Митр. Киприан стал 1-м кипрским иерархом, избранным депутатом в Законодательное собрание Кипра (1883, 1886). После смерти Киприана Свящ. Синод КПЦ перевел на Китийскую кафедру Киринийского митр. Хрисанфа (Иоаннидиса-Ладаса; 1889-1890), к-рый ранее в течение 20 лет был директором «Греческой школы» Ларнаки и имел большой авторитет среди жителей города. Он был единственным из Китийских митрополитов этого периода, лояльно относившимся к брит. администрации. Защиту национальных интересов греков-киприотов в Законодательном собрании продолжили Китийские митрополиты Кирилл (Пападопулос; 1893-1909; впосл. Кипрский архиеп. Кирилл II) и Никодим (Милонас; 1918-1937). Во время борьбы за архиепископский престол (1900-1910) Кирилла Китийского поддерживала стремившаяся к объединению с Грецией буржуазия Ларнаки и Лимасола. Митр. Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II) уделил внимание Лимасолу (жители которого с 1869 открыто высказывали недовольство второстепенной ролью своего города), в т. ч. он построил там митрополичью резиденцию (архит. З. Вондас из Александрии). Важнейшим из начинаний митр. Мелетия было открытие в 1910 г. в Ларнаке семинарии (Всекипрское церковное уч-ще), которая первоначально размещалась в монастыре вмч. Георгия Победоносца Кондоса.
Во время ссылки митр. Никодима из-за его активного участия в антибрит. восстании в окт. 1931 г. и после его смерти в 1937 г. Китийская кафедра оставалась незамещенной до 8 апр. 1948 г., когда митрополитом Китийским был избран постриженик Киккского монастыря Макарий (впосл. архиеп. Кипрский Макарий III). Он возглавил Бюро этнархии, которое сыграло важную роль в национально-освободительной борьбе, а когда стал архиепископом,- Совет этнархии. За недолгое управление К. м. (1948-1950) митр. Макарий возродил пришедшую в упадок церковную жизнь епархии. Он учредил кассу для улучшения оплаты духовенства, об-ва помощи бедным в Ларнаке и Лимасоле, катехизаторские школы, регулярно объезжал приходы в сельской местности. Митр. Макарий убедил Д. Дианеллоса завещать свои средства на создание приюта и технической профессиональной школы в Ларнаке. Он также стремился возродить жен. монашество на Кипре. По его инициативе в 1949 г. муж. Георгия Аламана монастырь близ Лимасола был преобразован в женскую киновию и вскоре стал процветающей обителью, чьи насельницы впосл. способствовали созданию др. жен. монастырей на Кипре.
Когда Макарий III был сослан на Сейшельские о-ва (1956-1957), Совет этнархии возглавил Китийский митр. Анфим (1951-1973). Он проводил твердую линию отказа от переговоров с британскими властями в отсутствие архиепископа и затем был заключен под домашний арест. Митр. Анфим входил в состав делегации греков-киприотов на конференции в Лондоне (17-19 февр. 1959) и поддерживал архиеп. Макария. При митр. Анфиме были построены митрополичьи дворцы в Лимасоле (1955) и в Ларнаке (1960, на месте здания митрополичьей резиденции XVIII в.). В 1962 г. в помощь митр. Анфиму для управления обширной епархией, на территории которой находились такие большие города, как Ларнака и Лимасол, был назначен хорепископ Амафунтский Каллиник Махериот. Впосл. митр. Анфим примкнул к церковной оппозиции Макарию III и вместе с Пафосским и Киринийским митрополитами предпринял попытку отстранить его от власти (7 марта 1973). В июле 1973 г. митрополиты были низложены и отлучены от Церкви по решению Великого и Верховного Синода. В авг. 1973 г. из состава К. м. была выделена Лимасольская митрополия. С образованием в 2007 г. новых епархий КПЦ часть приходов и мон-рей К. м. перешла к Тримифунтской и Лефкарской митрополии.
В наст. время в К. м. насчитывается 47 приходов, действуют 2 муж. мон-ря - Ставровуни и вмч. Георгия Победоносца «ту Мавровуниу» близ с. Трули (образован в 1994, игуменом является известный иконописец Симеон (Симеу)), и жен. мон-рь вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ с. Ксилотимву (Ксилотимбу) (основан в 1992).
В епархии работают катехизаторские школы, благотворительные учреждения («Касса любви», дом престарелых «Оазис», об-ва помощи бедным при приходах, фонд стипендий выпускникам катехизаторских школ) и просветительские организации («Орден путников любви», правосл. об-во «Апостол Павел», школа визант. музыки), устраиваются молодежные христ. лагеря. Митр. Хризостом является председателем приюта «Дианеллио» и технической школы Ларнаки, Всекипрского объединения по борьбе с голодом, Об-ва по борьбе с наркотиками, детского сада «Павлидио», фонда Н. и Л. Василиадисов, «Всекипрской федерации обществ благоденствия престарелых», Европейско-Средиземноморской компании против употребления препаратов, вызывающих зависимость.
Раннехристианские базилики обнаружены археологами близ Декелии и в местности Куцопетрия близ с. Пила. Церковь Пресв. Богородицы Фанеромени (1920-1922) в Ларнаке построена над гробницей IV в. до Р. Х., которая, по преданию, служила местом христ. богослужения. Первоначальный храм в мон-ре Ставровуни принадлежал к редкому на Кипре типу триконха (Megaw A. H. S. Byzantine Architecture and Decoration in Cyprus: Metropolitan or Provincial // DOP. 1974. Vol. 28. P. 61. Not. 14). Трудно судить об архитектурных особенностях базилики, находившейся на месте храма прав. Лазаря. Тип храма, построенного имп. Львом VI Мудрым в нач. Х в., одни исследователи определяют как базилику с 3 куполами (Γκιολές Ν. Η χριστιανική τέχνη στην Κύπρο. Λευκωσία, 2003. Σ. 58), другие - как 3 соединенных крестово-купольных храма с 3 куполами на центральной оси (Παπαγεωργίου. 1987. Σ. 253). Купола были разобраны между 1688 и 1727 гг. В период франкократии была построена галерея с южной стороны храма, в 1857 г.- колокольня.
Кроме храма прав. Лазаря важнейшими памятниками архитектуры и монументальной живописи К. м. являются церкви Панагии Ангелоктисты в Кити и прп. Антония Великого в Келье. Апсида ц. Панагии Ангелоктисты датируется V в., она украшена уникальной мозаикой VI в. В XI (XII ?) в. апсида была включена в здание типа вписанного креста на 4 столбах (удлинение храма по продольной оси является следствием его перестройки из ранневизант. базилики); сохранились фрагменты фресок сер. XIII в. С сев.-вост. стороны в XII в. была пристроена погребальная часовня св. бессребреников Космы и Дамиана (в ней сохр. фрагменты росписей XIII, 2-й пол. XIV и XV-XVI вв.), с юж. стороны в кон. XIII - нач. XIV в.- лат. капелла (в ней выставлено собрание поствизант. икон).
Церковь прп. Антония Великого в Келье также относится к храмам типа вписанного креста на 4 столбах. Она была создана в IX-Х вв. и перестроена в XI в. Вместо купола, разрушенного в 1426 г., в ходе ремонтных работ в кон. XV или в нач. XVI в. был сооружен свод, тогда же 3 апсиды заменены одной, реконструирована сев. часть церкви. Нартекс и аркада пристроены в XVIII в. Среди настенных росписей можно проследить по меньшей мере 4 слоя живописи: IX или Х в., 1-й пол.- сер. XI в., нач. XII в. и XIII в. Часть фресок снята и в наст. время находится в Музее Киккского мон-ря.
К XII в. относится однонефная сводчатая ц. свт. Василия Великого в Ксилотимву с фрагментами фресок XII (?) в., к 1-й пол. XIII в.- разрушенная ц. св. Неофита близ с. Трули, к XIV в.- ц. мч. Маманта в Аламиносе типа купольного зала, к XV в.- однонефная сводчатая ц. вмч. Георгия Победоносца «тис Ангонас» близ Ормидии (с нартексом нач. XVI в.; впосл. зап. стена наоса была разобрана и оба помещения объединены), к XVI в.- церкви мч. Леонтия в Периволии, вмц. Марины в Псематисменосе, Пресв. Богородицы в Кивисили, вмч. Георгия Победоносца в Ксилофагу, вмц. Марины в монастыре вмц. Марины и прмч. Рафаила Лесбосского близ Ксилотимву, вмц. Варвары на одноименном подворье монастыря Ставровуни, прп. Андроника близ Терсефану, храм, превращенный в мечеть, в Клавдье (Παπαγεωργίου. 1987. Σ. 253-254). Церковь вмч. Георгия Победоносца Макриса, расположенную к северо-западу от Ларнаки, исследователи датируют по-разному: XII, XIV или XVI вв. Храм был назван «Макрис» (т. е. «дальний») для отличия от мон-ря вмч. Георгия Победоносца, который именовался «Кондос» («ближний»). В средние века храм вмч. Георгия Победоносца Макриса являлся приходской церковью сел. Агрину, разрушенного мамлюками в 1426 г. Впосл. здесь возник мон-рь, действовавший до кон. XVIII в. Церковь была перестроена в 1706 г.
Епископы Китийские: прав. Лазарь (45/46-63), сщмч. Ферапонт (III или IV в.), Мнемий или Мнемоний (упом. в 381), свт. или сщмч. Исаак (Исаакий) (нач. V в.), Феодосий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Сергий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Леонтий (VII в.), Нарс (Марс?) (VII в.?), Феодор (упом. в 655), Тихон (упом. в 680), Феодор (упом. в 787), Иеремия (упом. в 1600 и 1601).
Епископы Лимасольские, Амафунтские и Курийские (в состав епархии к-рых входила территория Китийской епископии): Герман Кускунарис (1572-1580), Иоаким (между 1580 и 1600), Иаков (упом. в 1609), Леонтий I (упом. в 1630 и 1634), Парфений (упом. в 1642 и 1662), Герасим (упом. в 1668).
Митрополиты Китийские (по уточненным сведениям иером. Софрония (Михаилидиса)): Косма Маврудис (1674-1676), Варнава (1676-1679), Иоанникий I (1679/80-1704), Иоанникий II (1704-1709), Сильвестр (1709-1718; впосл. архиепископ Кипрский), Дионисий (1718-1726), Иоанникий III (1727-1737), Макарий I (1737-1776), Мелетий I (1776-1797), Хрисанф (1797-1810), Мелетий II (1810-1821), Леонтий II (1821-1837), Дамаскин (1837-1846; ранее архиепископ Кипрский), Мелетий III (Модинос; 1846-1864), Варфоломей (1864-1866), Киприан (Икономидис; 1868-1886), Хрисанф (Иоаннидис-Ладас; 1889-1890), Кирилл (Пападопулос; 1893-1909; впосл. архиеп. Кипрский Кирилл II), Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II), Никодим (Милонас; 1918-1937), вдовство кафедры (1937-1948), Макарий (Мускос; 1948-1950; впосл. Кипрский архиеп. Макарий III), Анфим (Махериотис; 1951-1973), Хризостом (Махериотис; с 1973 по наст. время).